Что вы думаете о змеях? "Не очень приятные зверушки. Гады, одним словом", - скажет подавляющее большинство людей. "О-о-о: Это огромное удовольствие! Многое отдашь за то, чтобы почувствовать их трепет в своей руке", - так скажут лишь немногие счастливцы. Те, кого навсегда покорили волшебные воздушные змеи - кайты.
Удел умных
Кайтинг (от англ. kite - "воздушный змей") - пожалуй, самый многоликий вид экстремального спорта. Сразу даже не объяснишь, что это такое. Если просто, на пальцах, то это кайт (буксировочный воздушный змей на длинных стропах) плюс любой вид спорта, где используется скольжение. Кататься можно везде: по земле, снегу, льду и воде. И практически на чем угодно: на доске, лыжах, лодке, катамаране, санках, коньках, роликах, тележке и даже собственных пятках - все зависит от фантазии.
Кайтинг подкупает ни с чем не сравнимым ощущением летящего скольжения и возможностью настоящего полета. Благодаря парусу спортсмен развивает большую скорость и совершает умопомрачительные прыжки. Дальность и высота полета сильно зависят от ветра, конструкции кайта и мастерства пилота. Как правило, прыжки не превышают 50 метров в длину и 20 метров в высоту.
Воздушный змей позволяет развивать скорость, превосходящую скорость ветра более чем в два раза. Реально достижимая скорость передвижения - 60-70 км/ч. При катании под кайтом можно идти под различными углами к ветру, в том числе, и под острыми.
Этот вид спорта фантастически универсален, он не привязан ни к месту, ни ко времени года. Летом ты рассекаешь под парусом водную гладь, а зимой натачиваешь канты горных лыж и отправляешься бороздить ледяные просторы. Нужно лишь немного ветра.
Для начала занятий кайтингом не требуется особая физическая подготовка, достаточно быть просто здоровым и хотеть заниматься этим видом спорта. Воздушный змей дарит радость полета даже тем, чья комплекция находится далеко за пределами идеала. Живой пример - Макс Бо. Этот огромный итальянец стал многократным чемпионом по прыжкам в длину на воздушном змее.
Кайтинг - спорт и для тела, и для ума. Постоянные спонтанные движения при управлении змеем заставляют работать каждую мышцу, обеспечивая сбалансированную физическую нагрузку. В то же время пилот должен быть полностью сконцентрирован на полете и движении. Воздушные змеи своенравны: стоит потерять бдительность, и они могут сыграть с вами злую шутку. Укрощение строптивого кайта - призвание людей думающих и умных.
"Кайтинг - интересный, красивый и захватывающий вид спорта, - рассказывает о своих впечатлениях Алексей Кучеренко, бизнесмен, руководитель клуба парапланеризма и кайтинга Wingover. - Он, как и парапланеризм, требует исключительной реакции и хорошей физической формы, способности мгновенно оценивать ситуацию и принимать порой единственно верное решение. Здесь ты один на один со стихией, суровой и прекрасной спутницей, сопровождающей наше увлечение".
Made in China. В хорошем смысле слова
Катание под воздушным змеем - молодой спорт, чего не скажешь о самом воздушном змее. Первый кайт появился в китайском небе более двух тысяч лет тому назад. Были найдены материалы, из которых он был изготовлен: бамбуковый остов и шелк для паруса и веревок. Эта находка имела очень большое значение и в дальнейшем стала предметом серьезных научных исследований. Из Китая воздушные змеи разлетелись по всему миру.
В Японию они попали в седьмом веке. Их привезли монахи-буддисты, запускавшие змеев для отпугивания злых духов и увеличения урожая. В XVII-XIX веках к кайтам пристрастились самураи. Правительство Эдо (современного Токио) даже безуспешно пыталось препятствовать распространению этого увлечения, мотивируя свои действия тем, что "слишком многие отвлекаются от своей работы".
В 1712 году вор по имени Какиноки Кинсуке воспользовался большим воздушным змеем для того, чтобы подняться ночью на вершину башни Нагойя и украсть оттуда драгоценную золотую чашу. Ловкий вор оказался и большим хвастуном. Кинсуке открыто похвалялся свой проделкой, за что поплатился - был схвачен и сварен в масле.
Как только люди не использовали кайты: для военной разведки и сигнализации, для устрашения противника (специальные конструкции змеев способны издавать ужасающие звуки), рыбной ловли, доставки любовных писем, а в более позднее время - для фотосъемки и изучения атмосферных явлений.
Расцвет "змееводства"
В начале XIX века школьный учитель Джордж Покок смастерил коляску, которую тянула за собой пара воздушных змеев. Эта чудо-повозка разгонялась до скорости более 30 км/ч! С Покока не взимали дорожных сборов, ведь его коляска обходилась без лошадей. А в начале ХХ века Самуэль Франклин Коди пересек Ла-Манш на корабле, который тянул за собой кайт.
Интерес к воздушным змеям сильно вырос после Второй Мировой войны. Это привело к двум величайшим изобретениям в области кайтинга: в середине ХХ века господин Рогалло сконструировал змея системы "флексивинг" (который стал основой дельтаплана), а господин Джелберт придумал кайт системы "парафойл" (прообраз спортивного парашюта-крыла и кайта). "На десерт" англичанин Пауэлл создал популярную двухстропную пилотажную систему "Стантер". После всех этих новаций кайтинг приобрел новое, спортивное амплуа.
Впрочем, смельчаки пытались оседлать ветер и простыми, круглыми парашютами. В 1970-х годах таким образом перемещались на водных и горных лыжах.
Первые компании, занимающиеся разработкой, изготовлением и продажей снаряжения для кайтсерфинга, появились совсем недавно - в 1993 году. Спустя пять лет кайтсерфинг стали рассматривать как уже сложившийся вид спорта. В настоящее время по нему проводится большое количество весьма серьезных соревнований. Только в одной Великобритании за год их проходит около пятидесяти. Например, в мае жертвой кайтеров становится Ла-Манш.
Дитя прогресса
Современные кайты - далеко не простые кусочки цветной материи. При создании их конструкции учтены многочисленные аэродинамические законы и использованы высокотехнологичные материалы. Результат впечатляет: современный воздушный змей позволяет двигаться по любому курсу вне зависимости от направления ветра. "Хитрые" конструкции обеспечивают постоянное нахождение кайта под оптимальным углом к ветру, что дает наилучшие летные характеристики.
Кайтинг как вид спорта находится в постоянном движении - от архаичного и примитивного он движется к сложному и технологичному. При этом заниматься кайтингом становится все легче и безопаснее.
На российских просторах первые кайты появились в самом конце 1990-х годов. До сих пор этому спорту не удалось стать автономным от парапланерных и виндсерфинговых организаций и соревнований, хотя это уже не за горами. Самих кайтеров в Петербурге пока немного - несколько сотен человек. Их число быстро растет. В соревнованиях принимают участие, как правило, любители, для которых кайтинг - хобби.
Производством змеев занимаются конструкторы, технологи, дизайнеры, раскройщики, тест-пилоты, промоутеры и продавцы кайтов, как правило, в одном лице. Популярность "змееводства" у нас заметно набирает обороты, тем не менее, в спортивных магазинах еще можно нарваться на продавца, который при слове "кайтинг" выпучит глаза и спросит: "А что это такое?".
Водная феерия
Кайтинг представляет собой причудливую смесь различных видов спорта - все они объединились под гордо реющим воздушным змеем. Разнообразие вариаций поражает воображение, но вместе с тем существуют наиболее распространенные виды кайтинга. На них и остановимся.
Итак, для катания по воде, как правило, используют доску или лодку, по земле - багги (специальную трехколесную тележку) или маунтинборд, а по снегу и льду - горные лыжи или сноуборд. Если передвижение происходит с помощью доски, - будь-то сноуборд или вейкборд, - такое занятие называют кайтбордингом.
Начнем с водной стихии. Любителям активного отдыха на воде воздушный змей подарил третье измерение - возможность полета. Солнце, свежий ветер, стремительное скольжение по морским волнам, брызги в одуревшее от радости лицо - от этого уже дух захватывает. Ну, а если еще при этом в небо взмывать? Одним словом, нет слов. Ты как рыба в воде, как птица в небе, как просто счастливый человек - сильный, энергичный, которому все по плечу. Воздушный змей и доска становятся продолжением твоего тела. Можно просто кататься по волнам под попутным ветерком, а можно совершать головокружительные прыжки. В кайтинге существует множество вариантов взлета и нахождения в воздухе. Некоторые выпрыгивают на скорости в высоту, выполняя при этом всевозможные трюки (фристайл), а некоторые совершают красивые продолжительные прыжки. В любом случае, утро на море начинается с желания поскорее выйти "под змеем" и совершить что-нибудь новое, героическое.
Змеиное счастье
Подавляющее большинство поклонников летнего кайтинга - выходцы из серфинга, виндсерфинга и вейкбординга. Для тех, кто не в курсе, виндсерфинг - это серфинг под парусом, закрепленным на доске, а вейкбординг - своеобразная комбинация водных лыж и серфинга (специальный катер буксирует за собой спортсмена на доске, который выполняет различные трюки на создаваемой катером волне).
"Перебежчиков" из других видов спорта прельщает в кайтинге не только острота новых ощущений, но и его неприхотливость в плане погодных условий. Ему не нужен сильный ветер, как виндсерфингу: 5-6 м/с уже достаточно для катания, а при 8 м/с можно совершать приличные маневры. Волны, так необходимые для занятия серфингом, тоже не нужны, хотя с ними будет еще интереснее. Воздушному змею подойдет любое место - не только океанские просторы, но и озеро. Главное, чтобы водоем был продуваем ветром, не в низине и не окружен деревьями. Препятствия со стороны ветра создают турбулентные условия и превращают катание в муку.
Знатоки уверяют, что ни один другой вид водного спорта не предоставляет возможность при минимальных затратах испытать столь острые ощущения. Кайт, доска, гидрокостюм, трапеция для комфортного катания, ботики для наших северных широт, спасжилет, шлем, перчатки для катания весной и осенью и прочие мелочи - по самым скромным подсчетам, набегает 1300 долларов. Это относительно небольшие капиталовложения по сравнению с затратами на виндсерфинговое снаряжение и путешествия. Вместе с тем, в кайтинге экстрима больше, а учиться легче.
Быстрее! Выше! Сильнее! И без потерь:
Большое преимущество воздушного змея состоит в том, что, в отличие от традиционного снаряжения (в виндсерфинге, например), "работающего" в бурном приграничном пласте ветра над водой, змеи летят выше - на высоте 10-50 метров. Это обеспечивает меньшую турбулентность воздушного потока и, как правило, большую скорость ветра, чем у поверхности. В результате кайту достается на 25-70 процентов больше энергии, чем мачтовому парусу.
В связи с почти вертикальной тягой ощущение такое, будто скользишь в немного подвешенном состоянии, как на воздушной подушке. По мнению известного кайтера Флэша Остина, когда правильно мчишься по волне, или когда тебя подхватывает сильнейший порыв воздуха, ты словно оказываешься за пределами времени, прикасаешься к бесконечности.
"Прикосновение к бесконечности" может быть не только фигуральным, но и буквальным. Главная опасность для "морских" кайтеров - это, как ни странно, не вода, а ветер. Если ветер 15 м/с, но постоянный, то все в порядке, к нему можно привыкнуть. Но если он порывистый, то может стать не на шутку страшно. Катание в такую погоду сопряжено с большим риском и, по меньшей мере, неблагоразумно. Правда, как говорил Ежи Лец, кто выбрался на берег на гребне волны, может скрыть, что у него мокро в штанах.
Любителей экстрима на воде подстерегает еще одна напасть. Может наступить полный штиль, и вы окажетесь в открытом море. Дополнительную неприятность - и это относится ко всем видам кайтинга, - таят в себе стропы. Они способны резать все подряд - руки, уши и шею.
Если говорить о безопасности вообще, то еще каких-то 2-3 года назад кайтинг можно было считать очень экстремальным и вредным для жизни. Сейчас, когда усовершенствованы системы безопасности и появилась возможность регулировать мощность змея при возрастании скорости ветра, спорт стал достаточно безопасным.
Будущее кайтинга можно назвать лучезарным. Дон Монтегю, кайтер и конструктор змеев, мечтает пролететь 900 метров. Он на полном серьезе считает, что это станет возможным через несколько лет - все благодаря увеличению скорости, мощности и маневренности будущих моделей.
Трое в лодке, не считая змея
Более редкий вариант - тандем кайта с каноэ, катамараном и другими плавсредствами. При этом можно развивать скорость более 35 км/ч. Когда лодка соскакивает с гребня волны, кайт подхватывает ее и проносит несколько метров по воздуху.
Для осуществления экзотического вояжа под змеем требуется три человека: первый - опытный кайтсерфер для управления кайтом, второй - классный рулевой для управления лодкой и третий - для балласта и вычерпывания воды из лодки. Есть и такие ловкачи, которые умудряются одновременно справляться со змеем и управлять каноэ с помощью ножного привода.
Любитель каноэ-кайтинга Джо Кул делится впечатлениями о победе в регате Oahu Windback: "Это было весело! Мы добрались до финиша в два раза быстрее любого парусника, но не в этом дело. Главное - это то громадное удовольствие, которое получаешь от кайта. Мы взлетали на волнах и проносились по воздуху по 30 метров! Всю дистанцию мы ржали и орали от восторга!".
На европейских пляжах встречаются и совсем экзотические модели - кайт-тримараны, в основе которых - три больших поплавка. Рулем служит передний плавник, управляемый ногами. На самом деле такие конструкции появились очень давно, но были вытеснены кайтсерфингом из-за плохой маневренности и маленькой скорости. Сейчас энтузиасты пытаются усовершенствовать модели кайт-тримаранов.
Снежный бум
В России каноэ-кайтинг пока замечен не был. На досках по воде катаются, но немного. Что поделаешь, здесь вам не Гавайи. Самой большой популярностью на российских просторах пользуются зимние виды кайтинга - с зимой-то у нас все в порядке.
Отчего захватывает дух у человека, несущегося вниз по снежному склону? Стремительное скольжение, чувство, что еще чуть-чуть - и полетишь. Воздушный змей раздвигает границы и дарит это вожделенное ощущение полета. Неудивительно, что кайтинг пришелся по сердцу горнолыжникам и сноубордерам. Вдобавок у них появилась возможность использовать свое горное снаряжение на ровной поверхности. Для Ленобласти это особенно актуально: хороших склонов у нас мало, зато есть огромный Финский залив и многочисленные озера Ленобласти и Карелии.
Правда, по поводу большой площади залива и водоемов особо обольщаться не стоит. Длина строп кайта, в среднем, метров 30. В слабый ветер их наращивают и до 60 (!). Кроме того, площадь скольжения зачастую ограничена трещинами, торосами, фарватерами и другими препятствиями. Так что на небольших Кавголовских озерах компании из 20-30 кайтеров придется тоскливо. Например, в Курорте, у станции "ВетерОК", когда одновременно ходят пять-шесть аппаратов, нужен глаз да глаз, как бы с кем не перехлестнуться. У популярной среди питерских кайтеров "Прибалтийской" уже давка, даже стропы порой негде расстелить. Но это так, рассуждения пессимиста. Мест для занятия кайтингом у нас пока, к счастью, предостаточно.
Зимой ветровой порог для начала движения значительно ниже, чем летом. Не надо ехать далеко в горы на "попсовые" курорты, стоять в очередях, ездить по одним и тем же склонам в толпе. Кайтинг - это свобода! Это когда один на один с природой. Кайт дает возможность совершать настоящие однодневные путешествия (кросс-кантри) протяженностью 20-200 км. Уже неоднократно путешественники на горных лыжах под кайтом достигали Северного полюса.
Не для слабаков
Лыжи и сноуборд дают разные ощущения и возможности. На сноуборде лучше кататься по снегу. Лыжи имеют заметное преимущество на жестком покрытии - насте и льду. Современные кайты позволяют скользить вверх по склону, словно вопреки законам гравитации. Причем вверх и вниз можно катиться с одинаковой скоростью.
У зимнего кайтинга есть прекрасные возможности, как для простых прыжков, так и для фристайла (выполнение всевозможных трюков в полете). Каждый выбирает сам: совершать фантастические полеты на кайте с припорошенных снегом скал в долину на несколько километров вниз или более спокойно кататься на ближайшем замерзшем водоеме у загородного дома.
У кайтинга низкие требования к качеству лыж и ботинок, так что вполне подойдет старое снаряжение, вышедшее из употребления в горнолыжном спорте. Лыжи лучше выбрать классической модели, не приталенные. Освоить лыжи проще, нежели сноуборд - легче равновесие держать.
Кайтинг на льду считается одним из самых опасных видов экстремального спорта. Ему легче учиться, чем водному кайтингу - кто стоит на горных лыжах, поедет на кайте в первый же день, - но на твердых поверхностях серьезнее травматичность. Именно поэтому кайтовый фристайл пользуется большей популярностью на воде - на нее падать безопаснее.
Шлем - лучший друг зимнего кайтера. Он защищает от ветра, ударов головой об лед, от лыж с острыми кантами (при повороте человека может подбросить вверх до уровня головы соседнего пилота) и строп других кайтеров (которые могут отрезать уши). Приземления не всегда проходят удачно, от этого страдают бедра и локти. Для них тоже нужна специальная защита.
Любители "мягкого" экстрима в зимнем кайтинге надолго не задерживаются: слишком уж холодно и риск зашибиться выше. Еще одна опасность - утонуть.
Но не будем о грустном. Если знать элементарные меры предосторожности, можно сократить все возможные риски до минимума. "Надо уметь отказываться от катания, когда условия неблагоприятные или не соответствуют твоему уровню. Это сила и порывы ветра, осадки, видимость, толщина льда, торосы, - рассказывает Алексей Кучеренко. - Профессионалы, участвующие в соревнованиях, под давлением обстоятельств, ради достижения высоких результатов, часто оказываются за гранью безопасности, человеческих возможностей в борьбе со стихией. В то же время, разумный и основательный подход к занятиям, изучение теории, наблюдение за метеоусловиями, постепенное наращивание своего мастерства сводят к минимуму вероятность получения травм, гарантируя только положительный заряд и эмоции".
Готовь лыжи летом, а телегу зимой
Родоначальником всех направлений кайтинга можно считать кайтбаггинг. Ему уже больше 25 лет. Катание происходит на специальных трехколесных тележках - багги. Направление движения корректируется ножным поворотом переднего колеса. Тяговое управление, маневрирование, набор скорости и торможение происходит с помощью змея.
Кайтбаггингу легко учиться. В багги достаточно уверенно чувствуешь себя как на небольших пространствах, - коляска очень маневренна и позволяет совершать быстрые развороты практически на одном месте, так и на огромных многокилометровых просторах, где можно достичь большой скорости практически без усилий.
Тележка невероятно устойчива, так как седло пилота имеет очень низкий центр тяжести и находится близко к поверхности земли. Для движения по мягкому грунту, например, в пустыне, используют тележки и со специальными огромными вседорожными колесами. Благодаря им багги может даже плавать, удерживая и спортсмена. Это позволяет преодолевать небольшие водные преграды.
Есть специфические модели, колеса у которых можно заменить на лыжи или коньки - для зимних развлечений. Однако они так и не стали популярными: все-таки на горных лыжах или сноуборде с кайтом по снегу скользить удобнее.
На тележках не только катаются, но и подпрыгивают. Сейчас среди западных молодых экстремалов появилось новое, фристайловое направление в кайтбаггинге. Спортсмен, пристегнувшись к тележке, выполняет трюковые прыжки. Зубодробильная вещь!
Кайтбаггинг очень популярен в Европе и Америке среди различных возрастных групп. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы, национальные первенства. В России кайтбаггинг пока так и не прижился, уступив место зимнему и водному видам. Но горячие поклонники есть. Они пересекают бесконечные пески Сахары, ездят наперегонки по зоне прилива на острове Бали, на огромной скорости распугивают туристов на египетских пляжах и скользят в полуденном мареве крымских соляных озер.
Достойная альтернатива багги - маунтинборд. Эта доска до боли напоминает скейтборд, только колеса побольше, плюс крепления для ног и пружинная подвеска, чтобы сглаживать движение по неровным поверхностям. Забавы те же, что и в случае с багги, - скорость, виражи, прыжки.
Учебка
Кайт - очень прочная, почти неразрушимая конструкция, но от ударов о землю или лед или от контакта с острыми предметами купол и стропы могут повредиться. Следствие - преждевременная потеря аэродинамических свойств и неприятности во время полета. Если повреждения невелики, можно "вылечить" змея самостоятельно. Небольшие порезы и разрывы ремонтируют самоклеющейся тканью, применяемой при аналогичном ремонте парапланов. Если ткань кайта с силиконовой пропиткой, то этот метод не работает, и порез можно только зашить.
Кайт занимает совсем немного места (снаряжение помещается в небольшом рюкзаке). Он не требует особого ухода, надо лишь вовремя его просушить, подальше от батареи центрального отопления. При больших перерывах в катании змея хранят в неплотно свернутом виде.
Для комфортного занятия кайтингом лучше иметь комплект из 2-4 змеев - для разных метеоусловий. Чем меньше ветер, тем большей площади нужен кайт, и наоборот. Площадь паруса варьируется от 2 до 15 кв. м.
По большому счету, один и тот же кайт можно использовать и на снегу, и на земле, и на воде. Но это не всегда удобно. Для катания по воде, как правило, используют надувные кайты, состоящие из накачанных секций. Зимой и в кайтбаггинге, в основном, применяют аэрофойлы (они похожи на купол параплана, только поменьше размером). Аэрофойл не надувают, он наполняется, так же как и параплан, набегающим потоком воздуха. Один аэрофойл весит максимум килограмм и помещается в маленький мешочек. Летние, надувные кайты больше. Аэрофойлы дешевле "дутиков", в связи с чем комплект зимнего снаряжения стоит дешевле водного - где-то от 700 долларов.
Различают кайты, управляемые ручками, и управляемые планкой. Современные кайты с планкой, как правило, оснащены системой изменения тяги. Такие паруса позволяют комфортнее переносить порывы ветра, имеют больший ветровой диапазон применения, а при выполнении зависающих прыжков они - просто незаменимая вещь. Кайты на ручках больше используются зимой.
"Каждая конструкция кайта предназначена для решения конкретных, иногда узкоспециализированных задач, - рассказывает Алексей Кучеренко. - На одних лучше кататься по воде, на других - по льду и снегу. На одних лучше прыгать, на других развивать высокую скорость и ходить под хорошим углом к ветру. Одни устойчивы, другие капризны и т.д. Универсальный кайт всегда будет уступать специализированному. Но есть категория катальщиков, которых устраивают универсальные кайты. К всесезонным кайтам можно отнести аэрофойлы с планкой и системой контроля тяги. Надо учитывать, что на воде катание происходит на ощутимо большей тяге, из-за большего сопротивления воды (по отношению ко льду) и необходимости глиссирования по ней. Следовательно, требуются кайты большего размера, чем зимой. Большой же кайт на льду можно использовать только при очень слабом ветре. При умеренных ветрах контролировать кайт будет тяжело, при сильных - невозможно".
Овладеть простейшей техникой катания под змеем можно в течение нескольких часов. А потом многие годы совершенствоваться, не теряя интереса к кайтингу и находя в нем все новые грани и возможности. Первый опыт управления кайтом - настоящее откровение. Для того чтобы змей летал, необходимо понять, как на небе все устроено: восходящие и нисходящие потоки воздуха и тому подобное. Все начинаешь понимать чисто интуитивно, с первых минут, стоит только взять в руки стропы. Новички, как правило, начинают с маленького пилотажного кайта. Сначала может разобрать досада: "Почему же он падает?". Но через несколько мгновений он полетит, и сразу захочется в небо. В воздух с "пилотажкой" не взлетишь, но управление даже этой "игрушкой" вызывает сильные положительные эмоции.
Что уж говорить про настоящий кайт! Берешь планку в руки, и тут неожиданным порывом ветра тебя подбрасывает в воздух на несколько метров: Страшно, но так здорово! И так хочется еще! Ветер поет в стропах и крыле. Скорость, высота и свобода третьего измерения покоряют раз и навсегда.
Мировые рекорды воздушных змеев
Самый большой в мире кайт
8 августа 1991 года команда из Голландии управляла в небе кайтом площадью 576 кв. м, шириной 36 м, длиной 16 м и высотой 2 м. Этот же кайт летал и на Мировом кайтовом фестивале в Канаде в 1993 года До сих пор этот рекорд полета остается непобитым. Спустя несколько лет появился кайт "Мега Байт" Питера Линна. Его площадь - 630 кв. м. Другой кайт, последовавший за ним, имеет такие же размеры и называется "Мега Рэй". Это, фактически, самые большие кайты в мире.
Самая длинная связка кайтов
Связка состояла из 11284 кайтов. Садао Харада и его команда управляли в небе этим невероятным монстром 18 октября 1990 году в городе Сакурайима, Япония.
Самое значительное количество кайтов, поднимавшихся в воздух одновременно
31 мая 1986 года дети из города Мо, Франция одновременно управляли в воздухе кайтами. Змеев было почти 5000.
Самый долгий полет
Кайт, построенный студентами колледжа Эдмардс, США, находился непрерывно в воздухе 180 часов, 17 мин.
Наибольшая высота полета
Связка ячеистых кайтов с метеорологическим оборудованием достигла высоты более 9740 м в 1979 году в городе Линдберг, Германия. Команда "ОК Мистраль" из Франции сейчас готовится к установке нового рекорда - высоты 13000 м.
Самая высокая скорость
22 сентября 1990 году в городе Оушен Сити, США, Пит Джаконно, управляя фигурно-пилотажным кайтом, развил скорость свыше 193 км/ч.
Автор: Яна Денисенко
Источник: "The Chief (Шеф)" - N12 (декабрь 2005)