Лыжи для кайтинга
В ответ на многочисленные вопросы, которые традиционно задают в начале каждого зимнего сезона, решил написать небольшую статейку...
Хорошо если у человека уже есть лыжи. Еще лучше если есть горнолыжный опыт. Если нет ни того ни другого, воспользуйтесь прокатом, или купите недорогие современные лыжи, все равно умрут в первый год, не физически так морально.
Почему?
Да потому что достигнув какого-либо уровня, захочется оборудование более высокого класса, а оно уже стоит от 15 до 40 тыс. руб. Можно, конечно, и сразу купить топовое оборудование, но вдруг вы купите его для гонок, а в итоге захотите прыгать? Собственно, давайте лучше я расскажу собственную историю.
Детство
Все детство откатал на лыжах типа №1 с горок в Заельцовском парке.. Для серьезного кайтинга непригодны)))
Осень 2007
Долго читал советы по покупке лыж для кайтинга. Везде обычно советовали взять классику или ДХ. Не понимал почему. В итоге по банальной причине (дабы можно было откатится назад, если не понравится кайтинг и использовать лыжи по прямому назначению в горах) пошел в магазин и купил универсальные лыжи тыщ за 6 – 8. На фотографии они под номером №2
Отлично откатал на них первый сезон. Довольно быстро стала напрягать вибрация носков на скорости и явная их нефристайловость.
Потом по оказии мне досталась классика (№3) Покатался на ней – невкурил и забросил)
Осень 2008
Просто трамвай надоел, прыжки начали получаться. Гонять не хотелось. Короче, сезон докатал на универсальных. К следующему сезону решил подыскать что-нибудь более существенное. Опять долго курил интернет и взял топовые фристайловые твинтипы.
Осень 2009
Итак, Fischer Addict Pro 181 см (№4). 20 тр + крепы 8 тр. Лыжи действительно адические). Крепы Fischer Х14 , но о крепах позже. Аддикты – это полностью симметричные твинтипы, то есть неважно как на них поставить крепления. Имеют карбоновые вставки. Проблемная зона одна – топшит начинает быстро слазить при ударах кантом, но это проблема сэндвичевой технологии в принципе.
Случилось так, что уже в начале сезона попробовал себя в гонке. Быстро понял, что используемые классические лыжи - ни о чем. И купил б/у Мизуно 215 – лыжи для DH (№5). Крепления поставил Fischer 10. Лыжи очень хороши для гонок, но все же не позволят вам стабильно пребывать в ТОП-5. Поэтому к началу сезона 2010-2011 задавил жабу и купил Atomic Speed Sky (№6) по деньгам вышло 30 лыжи + 8 крепы Fischer Х13.
Теперь по порядку. На что стоит обращать внимание при выборе лыж:
1. Длина (ростовка).
От длины будут зависеть ходовые качества лыж, а так же высота прыжка. Чем длиннее лыжи, тем эффективнее можно будет лавироваться . Скорость на курсе тоже будет выше по двум причинам: дрейф под ветер и сила трения меньше. Высота прыжка по этим же причинам будет больше. Правда прыгать с длинными лыжами не очень комфортно)))
Покрытие так же сильно влияет на длину используемых лыж. Чем жестче покрытие, тем длиннее нужны лыжи. Например, на голом льду нужны длинные лыжи, на покрытии с частыми переметами ("стиральная доска") длинные лыжи некомфортны, а зачастую и опасны.
Чем длиннее лыжи, тем устойчивее они на курсе и тем сложнее на них повернуть.
Рекомендации:
Для прыжков брать лыжи по формуле рост + от 0 до 10 см. Зарезка на прыжок будет эффективнее. Длина оптимальна для вращений. В прыжке лыжи меньшей и большей длины будут смотреться некрасиво.
Твинтипы в действии Редкое фото где рельсы смотрятся органично
Для фрирайда – лыжи от -10 до +10 см к росту, в зависимости от физических кондиций райдера. Если вы не очень подготовлены физически или вообще никогда не катали на горных лыжах – возьмите лыжи покороче.
Для гонок, походов и участия в соревнованиях в марафоне, где важны лавировочные характеристики я бы порекомендовал лыжи длиной 210 – 217 см. Чем больше вес и рост, тем длиннее нужны лыжи.
Для участия в соревнованиях высокого уровня в курс-рейсе используются Atomic SpeedSky 238 см. На текущий момент это эталон для соревнований. Едут реально лучше других лыж. Например Макс Шайдаков и Санек Палехин используют такие лыжи. Да и я себе прикупил)
2. Ширина.
Обычно лыжи измеряют в трех местах: нос – талия – хвост. Чем больше разница между шириной носа (хвоста) и шириной талии, тем более карвинговые лыжи.
Проходить повороты на таких лыжах проще. Но на курсе плохая устойчивость. Карвинговые лыжи имеет смысл использовать в том случае, если вы кайтер выходного дня, а большую часть времени катаете с гор. Ну или если они уже есть, а брать другие желания нет.
Чем шире носки лыж, тем лучше они идут по пухляку. Но самый важный показатель – это ширина талии. Если там где вы катаете преобладает лед или плотный наст можно использовать узкие лыжи (70 мм). Как универсальный вариант на наст и пухляк я использую лыжи с талией 84 мм. В тех местах где часто бывает рыхлый снег можно использовать широкие (130 – 170 мм) фрирайдовые лыжи.
Основное правило – чем уже талия, тем проще закантовать лыжи.
3. Радиус бокового выреза(R).
Один из важнейших показателей в кайтинге. От него зависит курсовая устойчивость. Для гонок, скорости – чем больше радиус (обычно от 40 м и более) тем лучше. Для фристайла оптимальный радиус 22. На лыжах с большим радиусом тяжелее будет сделать запятую перед прыжком. Общие рекомендации при выборе лыж такие – чем больше радиус, тем больше курсовая устойчивость и меньше поворачиваемость.
4. Жесткость лыжи.
Еще одна важная характеристика в кайтинге. В отличии от горнолыжного спорта – жесткости мало не бывает. Это обусловлено спецификой кайтинга – ведь на лыжи помимо веса райдера, действует еще и сила тяги кайта. При этом чем меньше продавятся лыжи, тем лучше курсовая устойчивость. Еще очень напрягает вибрация носков , которая появляется на скорости у недостаточно жестких лыж. Для гонок и фристайла чем жестче лыжи тем лучше. Фрирайдеры и кайтеры выходного дня могут брать лыжи помягче, для комфорта.
5. Скользящая поверхность, или база, или скользяк.
Скользяк делается из полиэтилена. Бывает он двух видов – экструдированный (extruded) более дешевый и спеченный (sintered) более дорогой и качественный. Как выбирать, думаю, понятно – чем дороже, тем качественнее. На лыжах с экструдированным скользяком не получится быстро ездить. Есть еще одна важная характеристика скользяка – наличие структуры. Структура – это мелкий рисунок выдавленный в базе. От величины структуры зависит в какую температуру лучше будет ехать лыжа. Чем грубее структура, тем лучше она будет работать в теплую погоду.
6. Форма.
Лыжи разделяются на два типа:
Directional — классическая форма лыж, носовая часть которых округлена, а хвостовая обрезана. Такая форма лыж отлично подходит для целины, поскольку задняя часть обладает меньшим (по сравнению с моделями формы Twin Tip) сопротивлением на большой скорости.
Twin Tip ("двойной конец", "двойной нос")— лыжи с абсолютно симметричным профилем, специально созданные для фристайлеров. Большинство трюков во фристайле связаны с различными прыжками. Фристайлерам важно ездить не только вперед, но и назад в так называемом свиче. От классической формы Twin Tip отличается тем, что задняя часть лыжи, как и передняя, скруглена и загнута вверх.
7. Конструкция.
Бывают лыжи изготовленные по технологии Сэндвич, Кэп и Гибридные.
Сэндвичи более предпочтительнее в кайтинге. Но так называемый топшит (верхняя поверхность с дизайном) быстро облазит. Кэповые лыжи могут сломаться на приземлении ввиду своей конструкции, но при этом меньше повреждаются кантом. Лично я предпочитаю сэндвич.
8. Материалы.
В качестве сердечника обычно используют набор из деревянных планок либо пенопласт. От себя могу порекомендовать не брать пенопластовые лыжи. Если только это не дешманские лыжи на первый год. В серьезных гоночных лыжах используются титановые пластины для жесткости. Вес лыж естественно становится порядочный.
9. Дизайн.
Кайтинг красивый вид спорта. И если гонщикам по большому счету наплевать какого цвета у них лыжи, то фристайлерам это очень важно. Причем лыжи должны быть красивы не только с лицевой стороны, но и скользяк желательно, что бы был с дизайном.
10. Крепления (ОЧЕНЬ ВАЖНО).
Ноги у нас две. Всяческие переломы, растяжения и разрывы нам не нужны. Поэтому к выбору креплений стоит отнестись очень щепетильно. Механика передвижения под кайтом несколько отличается от механики горнолыжника. Основные проблемы у кайтера возникают при скручивании на малых амплитудах и скоростях. Если при катании с гор при падении обычно хватает энергии что бы нога выстегнулась из крепления, то в кайтинге бывает так: вы падаете на малой горизонтальной скорости, бывает что вас при этом перекручивает относительно лыж. Но при этом кайт продолжает тянуть и перекручивать дальше. Так вот, в данной ситуации энергии может не хватить для того что бы нога выстегнулась из крепления, и тогда выстегнется ваше колено.
Рекомендации:
- Категорически не рекомендуется покупать б/у крепления. Не буду объяснять почему. Просто не покупайте.
- Покупайте проверенные модели креплений. Я катаю традиционно в Фишерах. Пока что ни разу не подводили, тьфу-тьфу.
-
НЕ тяните пружины слишком сильно . Если вы фрирайдер или фристайлер, то тяните по формуле DIN = вес /10, либо на единичку меньше. Если гонщик, то не более 10 DIN. При этом не стоит забывать, что максимальная сила затяжки креплений должна быть как минимум на 30% больше чем вы будете тянуть. Если тянете на 10 DIN, то крепления должны быть на 13 DIN. Это связано с тем что пружина креплений не должна быть перетянута.
-
Лучше покупать так называемые "диагональные" крепления. Крепления такого типа позволяют выщелкиваться ботинку под различными углами. Лучше если диагональ будет не только на пятке, но и на носке.
Итак, что же купить:
- Новички могут брать любые лыжи. Дешевые по распродаже или новую классику (можно найти в магазинах по 1 – 2 тыр за пару).
- Фрирайд – так же любые лыжи. В зависимости от того к чему тяготеете, к прыжкам или гонкам, смотрите соответствующие рекомендации.
- Фристайл – однозначно ТвинТипы.
- Гонки, курс-рейс, марафон, походы – начиная от классики и заканчивая лыжами для даунхилла DH. Для экспертов Atomic 238 см.
- Отдельно выделю местности где большую часть года пухляк – здесь широкие фрирайдовые лыжи без вариантов. Как правило это ТвинТипы.
Покупка б/у лыж:
Вы нашли б/у лыжи руководствуясь советами приведенными выше. Покупайте как и автомобиль, с опытным человеком, но если его нет, то воспользуйтесь общими рекомендациями:
- Оцените общее состояние.
- Состояние скользяка. Глубокие царапины, ворсистость, белесые пятна, стертая структура – все это не есть хорошо.
- Состояние канта. Ширина канта должна быть не менее 1,5 мм. Зазубренный, загнутый, вырванный, отслоившийся кант - плохо.
- Хорошенько прогните лыжу – не бойтесь, она не должна сломаться )) если сломается – не берите)
- Поставьте лыжи скользяком друг к другу. И с хлопком соедините. Лыжи должны сомкнуться ровно.
{jcomments on}
7 комментариев
А в чем заключается их адичность?
А в чем заключается их адичность?[/quote]
Жесткость (и торсионная в том числе) + хорошая балансировка.
На этих адических лыжах можно делать все, что можно делать на других твинах.
Надо брать твинтайп+10 к росту.[/quote]
Твинтипы +10 к росту?
Многовато будет при вращениях...
В рост вполне хватит.
А в чем заключается их адичность?
А в чем заключается их адичность?[/quote]
Жесткость (и торсионная в том числе) + хорошая балансировка.
На этих адических лыжах можно делать все, что можно делать на других твинах.
Надо брать твинтайп+10 к росту.[/quote]
Твинтипы +10 к росту?
Многовато будет при вращениях...
В рост вполне хватит.