Тактика старта, примеры предстартовой борьбы

<p style=«text-align: center;» >start

Подготовка и собственно старт очень важны в гонке. Среди лидеров зачастую тот, кто лучше стартанул, в итоге финиширует первым. В кайтинге среди равных по матчасти и умению гонщиков хода примерно одинаковые. Потому приходится выигрывать за счет техники и тактики.
Первоочередной задачей организаторов и судейской бригады является обеспечение РАВНЫХ условий для старта КАЖДОГО участника. Обычно это достигается оптимальной шириной стартового створа, наклоном стартовой линии и типом старта.

Разберемся с терминами:
  1. Стартовый створ обычно состоит из двух стартовых знаков (указано на схеме дистанции ниже) определенного цвета – левого и правого.
  2. Стартовая линия – это линия между стартовыми знаками.
  3. Верхний знак – первый поворотный знак с наветра. В курс-рейсе обычно располагается в 2 км.
  4. Лелайн – точка поворота для выхода на знак.
  5. Правая и левая сторона дистанции – определяются относительно положения левентик. То есть когда мы идем правым галсом – то идем в левую сторону.
Обычно в курс-рейсе и марафоне применяется старт против ветра или другими словами в лавировку. Этим достигается рассредоточение флота по дистанции, что бы к следующему знаку гонщики приходили не валом, а, как минимум, небольшими группами. Иногда в марафон ставят первый знак в галфвинд, но тогда расстояние до него делают побольше, опять же для того, что бы обеспечить рассредоточение гонщиков. Итоговая цель – снизить риск массовых завалов на верхнем знаке.
Далее. Ширина стартового створа – каждый гонщик должен иметь место для старта. Гипотетически, ибо тактическую борьбу во время стартовой процедуры никто не отменял))). Но в идеале если вдоль стартовой линии выстроить всех гонщиков – они должны иметь возможность стартовать разом.
Наклон стартовой линии – обычно для выравнивания условий гонщикам, стартующим с разных флангов, левый знак (при старте правым галсом) ставят ближе к верхнему знаку. Наклон стартовой линии при этом составляет 10-15%. Делается это в первую очередь для выравнивания сторон треугольника – левыйзнак/верхний и правый знак/верхний. Есть еще несколько причин почему так делают, но опустим их, ведь нам важнее следствие. Посмотрите на рисунок (рисунок схематичен), где
1 – правый знак стартового створа
3 – верхний знак
2,4,5 – левый знак в разных положениях.
StartLine
Допустим генеральное направление ветра точно с верхнего знака на правый знак створа.
Линия 1 – 2 даст небольшое преимущество стартующим с левого фланга. Повторюсь – небольшое. Им надо еще уметь воспользоваться.
Линия 1 – 4 выравнивает шансы и дает небольшое преимущество стартующим с правого фланга.
Линия 1 – 5 дает тотальное преимущество стартующим с правого фланга.
Стартовая линия может наклоняться относительно ветра в результате недосмотра судей на старте (в их обязанность входит следить за ней) либо в результате резкого захода/отхода  ветра во время стартовой процедуры. Все изменения нужно использовать.
Вот пример правильного старта с левого фланга.
Start
Тип старта – с места и с ходу (швейцарский старт или за открывающим снегоходом).
Швейцарский старт максимально выравнивает условия для стартующих. Так как невозможно занять максимально выгодную позицию на старте. А так же снижает риск завалов, особенно в слабый ветер. Ввиду того, что гонщики с кайтами находятся в постоянном движении.
 
Отбросим подготовку к стартовой процедуре. Это отдельная тема.
Итак стартовая процедура началась. Вы с остальными участниками гонок в зоне старта. Что делать?
1. Проверить состояние покрытия в зоне старта — голый лед, торосы, двойник, пухляк, выступившая вода. Все эти факторы могут неблагоприятно отразиться на вашем старте.
2. Оценить силу и порывистость ветра.
3. Определить наклон стартовой линии. А так же положение верхнего знака относительно стартового створа. В зависимости от изменений направления ветра и действий судий они могут меняться.
4. Оценить как будут влиять естественные препятствия (острова, кусты, поля торосов) на дистанции на ваши хода.  Внести коррективы в свою предстартовую стратегию.
5. Определить выгодную стартегию. Иначе говоря в какую сторону идти – в левую или в правую. Для этого можно сделать пробный заезд перед стартом и выяснить направление постоянного захода ветра. Соответственно если выгодно идти в левую сторону то стартуем с левого знака, если выгодно идти в правую сторону, то выгодно стартовать с правого фланга. Можно стартануть из центра если постоянного захода нет или он не сильно выражен. Плюсы и минусы старта с правого и левого фланга:
5.1.    С правого. Основная часть гонщиков сконцентрируется у правого знака, соответственно есть риск попасть в завалы. Это жирный минус. Но плюс в том, что если удастся удачно стартовать, то вы уйдете в гонку по «чистому ветру». Но не забывайте, что скорее всего вы попадете под контроль от позади идущих. И если не удастся оторваться скоростью или остротой, то вас выдавят за лелайн.  Плюс вам не удастся идти с максимальной эффективностью. Все это осложняется при старте с ходу, подготовить  с высокой вероятностью удачный старт с правого фланга практически невозможно. Данный фланг оправдано применять только в случае большого преимущества правой стороны в надежде сделать поворот оверштаг сразу после старта.
5.2.    С левого. Ообычно пустынный фланг в последнее время начал пользоваться популярностью))) Большой плюс – позволяет идти с максимальным апвиндом, т.к. имеется пространство с подветра. Минус – где то позади вас движется весь флот и есть большой риск упереться в него после поворота. Потому если не уверены в своих ходах – лучше не рисковать.
5.3.    Из центра – промежуточный вариант. Из центра неплохо стартовать при выгодной правой стороне.
6. Из какой линии стартовать? Из первой или второй? Пропускать ли впереди себя гонщиков или быть первым?
При старте с места все просто и тупо. Имеешь наглость – подъехал куда надо, встал и стой – все, ты препятствие. При старте с ходу так не получится. Потому что надо соблюдать правила расхождения.
Основное правило при старте наветренный/подветренный.
Второе – вы не имеете права останавливаться и мешать позади идущим, а они вас будут выталкивать вперед. Поэтому зачастую старт со второй линии выгоден. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Только опыт!!!
7. Скорость и лавировочный угол. Нужно стремиться к моменту старта, быть возле стартовой линии на эффективном лавировочном угле и с эффективной скоростью. Это тоже опыт – экспериментируйте. Обязательно перед стартом вычислите время прохождения пути между предстартовой позицией и местом пересечения стартовой линии.

8. Пользуйтесь стартовым таймером. Он имеется во всех поколениях Garmin Foretrex. Можно использоват специальные яхтенные таймеры. Я в последнее время пользуюсь часами Suunto M3. Они имеют удобный стартовый таймер.
Не забывайте, что пока идет стартовая процедура вам не обязательно стоять и сторожить свое место. Двигайтесь, маневрируйте, эксперименируйте.
Задача максимум при подготовке к старту – стартовать вовремя  по «чистому ветру», с эффективным апвиндом, с пространством для маневра с подветра и наветра (не быть в массе), не попасть в завал.
После старта впереди у вас как минимум 1 км лавировке на курсе. Пострайтесь исправить допущенные ошибки (например, выбраться из толпы) и реализовать преимущества (например, использовать «чистый ветер»).
Ниже приведены небольшие примеры:
Пример реализации правила расхождения наветренный/подветренный в предстартовой борьбе
NavPod
Желтый немного не успел и ему согласно правил пришлось пропустить синего.
Если бы успел то стартовал раньше синего
Вариант 2 — с торможением наветренного
NavPod2
То же самое, но с торможением. Синий и в том и в другом случае стартует эффективнее.
Пример старта с первой и второй линии
1and2line
Типичная ситуация — желтый подходит к моменту старта чуть раньше. Но останавливаться нельзя, плюс сзади напирают. Приходится двигаться вдоль стартовой линии, дабы не допустить фальшстарта. Ничего страшного, но сделать поворот будет уже сложнее. Так как попал под контроль.
 
На самом деле таких ситуаций множество. Можно их все разбирать. Задавайте вопросы в комментах. Попробую ответить.
  • нет
  • avatar
  • 0

12 комментариев

avatar
[quote name="IgorMB"]Есть ощущения что выигрышной тактикой может оказаться следующее.
Старт во втором эшелоне, и сразу после старта крутить поворот и уйти от толпы в сторону.[/quote]

Не факт:
1. А если левая сторона более выгодна? Вдруг там постоянный заход? Тогда стартующие с левого фланга, обладая чистым пространством с подветра будут иметь лучший апвинд.
2. Стартуя во втором эшелоне, надо понимать, что кто то из первого стартанет вовремя и будет впереди. Далее не надо забывать, что есть еще третий эшелон, то есть кто то будет поддавливать сзади.
3. Для того, что бы стартовать уверенно с правого фланга (из толпы другими словами) надо точно знать, что эта сторона выгодна и вы обладаете лучшими ходами, то есть будете идти острее флота для выхода из под контроля. Плюс желательно уметь крутить оверштаг...
И не забывайте, что вы на данный момент выходя из под контроля (более остро) идете с меньшей эффективностью, чем те кто на левом фланге...
avatar
Есть ощущения что выигрышной тактикой может оказаться следующее.
Старт во втором эшелоне, и сразу после старта крутить поворот и уйти от толпы в сторону.
avatar
хм)) а по какому принципу распределять гонщиков по стартовой линии? а если в момент стартовой процедуры ветер зайдет?
На то она и стартовая процедура, что бы суметь извлечь из нее максимум выгоды...
Для лидеров зачастую наибольшая выгода - это стартануть гарантированно без завала.
При старте с места точно так же "чайник" который "совершенно случайно" оказался рядом завалит кого хочешь.
А вот при старте с ходу - пусть еще поймает "цель" )))
avatar
[quote]Линия 1 – 2 даст небольшое преимущество стартующим с левого фланга. Повторюсь – небольшое. Им надо еще уметь воспользоваться.
Линия 1 – 4 выравнивает шансы и дает небольшое преимущество стартующим с правого фланга.
Линия 1 – 5 дает тотальное преимущество стартующим с правого фланга. [/quote]
А можно вот это тоже в схемах с анимацией. А то чета пространственное воображение не подключается )
Покажи чего получится, если в этих трех случаях стартовать с левого и правого флангов.
[quote]…Ничего страшного, но сделать поворот будет уже сложнее. Так как попал под контроль. [/quote]
А вот… можешь ли ты привести такой пример, когда НЕ попадаешь под контроль? С учетом того, что скорость не на столько большая, чтобы прямо со старта уйти от всего флота.
  • olka
  • 0
avatar
Удача... случайность... наглость...выгодная позиция... лотерея. И все это до первого знака.

Я бы согласился в Вовой, что марафоны куда честнее. Лучше лишние писят километров проехать, чем проталкиваться сквозь толпу.
avatar
[quote name="Adward"]Удача... случайность... наглость...выгодная позиция... лотерея. И все это до первого знака.

Я бы согласился в Вовой, что марафоны куда честнее. Лучше лишние писят километров проехать, чем проталкиваться сквозь толпу.[/quote]
Не согласен))) Курс-рейс - это постоянная борьба. Это как шахматы)))
Кстати в марафоне при равных силах все равно выиграет тот кто лучше возьмет старт... На ЖМ2011 токо за счет старта привозилось по 200 метров преимущества. Щас видос поищу.
avatar
Мне кажется, что есть все-таки предельная, так сказать критическая масса (количество) человек на старте. Когда никто никому не мешает, есть место для маневра. У нас все-таки стропы дохренища места занимают. Ни яхты, ни виндсерфинг... ни вообще другой спорт не сталкиваются с подобными трудностями (мне кажется, хотя может быть я и ошибаюсь). Там можно вплотную гнать, обгонять, а у нас если в толпе едешь, то ни вправо, ни влево, пока толпа не рассосется.

Как повернуть человеку, у которого нет чистого ветра? У которого перед носом двадцать человек, и в затылок дышат двадцать. Остается ехать как в пробке.

На схемах хорошо все показано, но там только два участника. А если сорок-пятьдесят?

Идешь, скрутил поворот, но прошел не по носу остальных, а врезаешься в толпу. И получается, что ты уже идешь левым галсом и должен всех пропускать, теряя высоту. Как быть?
avatar
[quote name="Adward"]Идешь, скрутил поворот, но прошел не по носу остальных, а врезаешься в толпу. И получается, что ты уже идешь левым галсом и должен всех пропускать, теряя высоту. Как быть?[/quote]
А вот это большая и страшная буржуйская тайна, которую никто не хочет открывать. Ответы продвинутых по этому поводу сводятся к чему-то вроде "а вот умудрись", и ничего большего от них добиться не удается. :cry:
  • olka
  • 0
avatar
[quote name="Adward"]Мне кажется, что есть все-таки предельная, так сказать критическая масса (количество) человек на старте. Когда никто никому не мешает, есть место для маневра.[/quote]
Самое интересное в том, что все друг другу мешают не из-за того, что места мало и не из вредности. А лишь из желания стартовать более выгодно, чем остальные. На стартовой линии всегда будут места концентрации гонщиков и наоборот. Не хочешь ехать в толпе? Стартуй из "окна" и реализуй преимущество чистого ветра и свободного пространства.

Если ты едешь в толпе, можно лишь констатировать, что старт ты взял неправильно))) В шахматах это называется - проиграл дебют)))
Во всех парусных видах спорта есть понятния контроля и тактической борьбы. Стропы тут ни при чем.
А вот как продолжать гонку если старт был неудачен или наоборот удачен - это вопрос следующей статьи.
avatar
сегодняшние гонки показали, что старт надо было брать С ХОДУ и во время, а с какого конца линии без особой разницы. И не резаться на лавировке, а коксу давать.
avatar
Ну я на истину не претендую ни в коем случае)))
Это действительно мое видение. На самом деле очень тяжело нарисовать все возможные ситуации. Да и не надо этого делать. Главное понять основные принципы, а потом думать и экспериментировать.
2 Гурьев - старт с ходу это уже стандарт. Ну и чем более скользкое покрытие, тем больше нужно держать курсовую скорость - это тоже аксиома.
avatar
Вопрос нарезать или давить коксу я описал в этой теме http://sibkiting.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=372:2011-01-23-16-56-19&catid=42:2009-09-09-03-51-29&Itemid=200
avatar
[quote name="IgorMB"]Есть ощущения что выигрышной тактикой может оказаться следующее.
Старт во втором эшелоне, и сразу после старта крутить поворот и уйти от толпы в сторону.[/quote]

Не факт:
1. А если левая сторона более выгодна? Вдруг там постоянный заход? Тогда стартующие с левого фланга, обладая чистым пространством с подветра будут иметь лучший апвинд.
2. Стартуя во втором эшелоне, надо понимать, что кто то из первого стартанет вовремя и будет впереди. Далее не надо забывать, что есть еще третий эшелон, то есть кто то будет поддавливать сзади.
3. Для того, что бы стартовать уверенно с правого фланга (из толпы другими словами) надо точно знать, что эта сторона выгодна и вы обладаете лучшими ходами, то есть будете идти острее флота для выхода из под контроля. Плюс желательно уметь крутить оверштаг...
И не забывайте, что вы на данный момент выходя из под контроля (более остро) идете с меньшей эффективностью, чем те кто на левом фланге...
avatar
Есть ощущения что выигрышной тактикой может оказаться следующее.
Старт во втором эшелоне, и сразу после старта крутить поворот и уйти от толпы в сторону.
avatar
хм)) а по какому принципу распределять гонщиков по стартовой линии? а если в момент стартовой процедуры ветер зайдет?
На то она и стартовая процедура, что бы суметь извлечь из нее максимум выгоды...
Для лидеров зачастую наибольшая выгода - это стартануть гарантированно без завала.
При старте с места точно так же "чайник" который "совершенно случайно" оказался рядом завалит кого хочешь.
А вот при старте с ходу - пусть еще поймает "цель" )))
avatar
[quote]Линия 1 – 2 даст небольшое преимущество стартующим с левого фланга. Повторюсь – небольшое. Им надо еще уметь воспользоваться.
Линия 1 – 4 выравнивает шансы и дает небольшое преимущество стартующим с правого фланга.
Линия 1 – 5 дает тотальное преимущество стартующим с правого фланга. [/quote]
А можно вот это тоже в схемах с анимацией. А то чета пространственное воображение не подключается )
Покажи чего получится, если в этих трех случаях стартовать с левого и правого флангов.
[quote]…Ничего страшного, но сделать поворот будет уже сложнее. Так как попал под контроль. [/quote]
А вот… можешь ли ты привести такой пример, когда НЕ попадаешь под контроль? С учетом того, что скорость не на столько большая, чтобы прямо со старта уйти от всего флота.
  • olka
  • 0
avatar
Удача... случайность... наглость...выгодная позиция... лотерея. И все это до первого знака.

Я бы согласился в Вовой, что марафоны куда честнее. Лучше лишние писят километров проехать, чем проталкиваться сквозь толпу.
avatar
[quote name="Adward"]Удача... случайность... наглость...выгодная позиция... лотерея. И все это до первого знака.

Я бы согласился в Вовой, что марафоны куда честнее. Лучше лишние писят километров проехать, чем проталкиваться сквозь толпу.[/quote]
Не согласен))) Курс-рейс - это постоянная борьба. Это как шахматы)))
Кстати в марафоне при равных силах все равно выиграет тот кто лучше возьмет старт... На ЖМ2011 токо за счет старта привозилось по 200 метров преимущества. Щас видос поищу.
avatar
Мне кажется, что есть все-таки предельная, так сказать критическая масса (количество) человек на старте. Когда никто никому не мешает, есть место для маневра. У нас все-таки стропы дохренища места занимают. Ни яхты, ни виндсерфинг... ни вообще другой спорт не сталкиваются с подобными трудностями (мне кажется, хотя может быть я и ошибаюсь). Там можно вплотную гнать, обгонять, а у нас если в толпе едешь, то ни вправо, ни влево, пока толпа не рассосется.

Как повернуть человеку, у которого нет чистого ветра? У которого перед носом двадцать человек, и в затылок дышат двадцать. Остается ехать как в пробке.

На схемах хорошо все показано, но там только два участника. А если сорок-пятьдесят?

Идешь, скрутил поворот, но прошел не по носу остальных, а врезаешься в толпу. И получается, что ты уже идешь левым галсом и должен всех пропускать, теряя высоту. Как быть?
avatar
[quote name="Adward"]Идешь, скрутил поворот, но прошел не по носу остальных, а врезаешься в толпу. И получается, что ты уже идешь левым галсом и должен всех пропускать, теряя высоту. Как быть?[/quote]
А вот это большая и страшная буржуйская тайна, которую никто не хочет открывать. Ответы продвинутых по этому поводу сводятся к чему-то вроде "а вот умудрись", и ничего большего от них добиться не удается. :cry:
  • olka
  • 0
avatar
[quote name="Adward"]Мне кажется, что есть все-таки предельная, так сказать критическая масса (количество) человек на старте. Когда никто никому не мешает, есть место для маневра.[/quote]
Самое интересное в том, что все друг другу мешают не из-за того, что места мало и не из вредности. А лишь из желания стартовать более выгодно, чем остальные. На стартовой линии всегда будут места концентрации гонщиков и наоборот. Не хочешь ехать в толпе? Стартуй из "окна" и реализуй преимущество чистого ветра и свободного пространства.

Если ты едешь в толпе, можно лишь констатировать, что старт ты взял неправильно))) В шахматах это называется - проиграл дебют)))
Во всех парусных видах спорта есть понятния контроля и тактической борьбы. Стропы тут ни при чем.
А вот как продолжать гонку если старт был неудачен или наоборот удачен - это вопрос следующей статьи.
avatar
сегодняшние гонки показали, что старт надо было брать С ХОДУ и во время, а с какого конца линии без особой разницы. И не резаться на лавировке, а коксу давать.
avatar
Ну я на истину не претендую ни в коем случае)))
Это действительно мое видение. На самом деле очень тяжело нарисовать все возможные ситуации. Да и не надо этого делать. Главное понять основные принципы, а потом думать и экспериментировать.
2 Гурьев - старт с ходу это уже стандарт. Ну и чем более скользкое покрытие, тем больше нужно держать курсовую скорость - это тоже аксиома.
avatar
Вопрос нарезать или давить коксу я описал в этой теме http://sibkiting.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=372:2011-01-23-16-56-19&catid=42:2009-09-09-03-51-29&Itemid=200
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.