Поворот оверштаг на лыжах
Данным материалом я начинаю цикл статей о различных поворотах (сменах галса). Начнем с поворота с бейдевинда на бейдевинд. Иначе говоря с лавировки на лавировку. Главная задача этого поворота — не потерять драгоценную высоту, скорость, время.
В начале своего обучения райдеры используют для реалзиции такого поворота, так называемый — поворот фордевинд.
При повороте фордевинд направление ветра в момент смены галса проходит через хвосты лыж. Носки лыж при этом проходят через положение фордевинд.
О разновидностях этого поворота расскажу в следующей статье.
Поворот оверштаг - направление ветра в момент смены галса проходит через носки лыж. То есть носки лыж проходит через положение левентик.
Тема поворота оверштаг была поднята Степой Каличкиным еще года два назад. Он тогда чуть не проиграл коньяк Ромику, заведя тему на форуме Вовы Захарова — а возможен ли поворот оверштаг в кайтинге? Как оказалось, поворот оверштаг — это обычный бэкролл — транзишен. Правда бэкролл достаточно куцый — всего лишь 90 градусов. Тема оверштага долго муссировалась на форуме и после того как Вова объявил (после испытаний), что данный поворот не приносит особой пользы, была забыта. Но не всеми)))
В начале прошлого сезона, когда я все же решил занятся гоночным кайтингом, меня постоянно мучал вопрос — почему в парусном спорте на лавировке используется оверштаг и лишь в кайтинге все делают фордевинд? Ведь это нелогично!
Посмотрим на схемы ниже:
Даже из соображений логики поворот на 90 градусов, проще, легче и быстрее чем на 270 градусов.
Так почему же никто не делает оверштаг? Причина кроется, на мой взгляд, в том, что многие гонщики не приемлют фристайл. А поворот оверштаг это уже практически фристайловый элемент. Так же присутствует в данном повороте некая противоестественность. Плюс на то что бы его разучить нужно время и упорство. Ну да ладно. В итоге к концу сезона у меня, что-то начало получатся, но в прыжке и зачастую с заходом кайта в край окна и потерей тяги.
Потом наступило лето, в течение которого я продолжал осваивать оверштаг уже на директе. И вот наконецто в начале этого сезона поворот начал получаться.
Методика:
1. Необходимо для начала научится стабильно делать бэкролл на оба галса.
2. Далее разучиваем транзишен на оба галса. При этом нужно стремиться не заводить кайт в край окна с потерей тяги.
3. И наконец делаем бэкролл — транзишен (БТ). Теперь до оверштага всего лишь один шаг.
Чем отличается БТ от оверштага? Обычно БТ делается на курсах галфвинд / галфвинд, то есть поворот составляет 180 градусов. При оверштаге нужно сделать поворот на 90 градусов, но по инерции хочется перекрутить больше. С этим нужно бороться.
4. Переходим к освоению оверштага.
Техника оверштага:
1. Допустим, идем курсом бейдевинд правым галсом.
2. Перед тем как начать делать поворот, оцениваем силу и ламинарность ветра, покрытие (жесткое или мягкое), скорость движения, наличие препятствий.
3. Начинаем приводиться на ветер, примерно до 20 км/ч
4. Одновременно тянем задней рукой планку и плавно переводим кайт за голову через зенит. Стараемся переводить без прироста тяги. Переднюю руку можно отпустить.
5. Планку сильно не тянем. То есть кайт в идеале не должен вас приподнимать.
6. Первое время можно смотреть на кайт, для контроля его положения. В дальнейшем лучше смотреть вперед, иначе при повороте будете запрокидываться, а это не есть хорошо.
7. В момент когда кайт будет проходить 11 часов (обратите внимание, не 12) необходимо сделать резаный поворот на 90 градусов и встать на новый галс.
Кайт при этом на 11 часах не останавливаем, продолжаем вести его вниз. В зависимости от силы ветра ведем его более или менее агрессивно.
8. При сильном ветре скорость в момент поворота практически не падает. При слабом ветре бывает, что нужно немного увалиться.
9. Вуаля. Мы на новом курсе)
10. В идеале смена галса должна происходить без отрыва от поверхности. Лишь при повороте на тяжелом покрытии можно допустить небольшой прыжок, что бы не зацепить лыжами снег. Но при этом не надо забывать, что любой прыжок это потеря высоты и потеря динамики кайтом.
Резюме:
Поворот оверштаг проходит без потери высоты (GPS показывает, что с набором высоты), быстрее, легче и безопаснее чем поворот фордевинд (смотри трек в начале статьи). Особенно с длинными лыжами типа Спидски. Правда с одной оговоркой — при филигранном исполнении. Но на то мы и гоняемся, что бы отточить технику и использовать наиболее эфективные приемы.
А теперь небольшое видео)))
P.S. все вышеизложенное сугубо мое личное мнение, нуждающееся в проверке в гоночном режиме. Чем и займусть в ближайшее время.
Morpheus
6 комментариев
Судя по показаниям вашей же метеостанции, пики еле доходили до 12 м.с. , а большую часть дня ветер был в пределах 6-8 м.с. под конец дня усиление до 9-11 м.с.
По поводу самого разворота, можно сказать, что это не самый удачный из всех.
Во-первых: ты на развороте теряешь скорость и уходишь сразу в лавировку, то есть на небольшой скорости. Быстрый разворот фордаком (через даунлуп) дает большой импульс за счет пролета кайта через зону тяги, конечно пару метров высоты ты потеряешь, зато выигрываешь в начальной скорости. Возможно это компенсирует потерю высоты. Надо проверять...
Во-вторых: Рискованный элемент. Хоть и не очень сложный.
Обратите внимание на биллиард - все мастера играют простыми ударами (на первый взгляд), сложным ударам они предпочитают отыгрыш. Они прекрасно понимают, что удар может и красивый и сорвет аплодисменты публики, но один промах и партию можно слить вчистую. А они потому и профессионалы, что играют наверняка.
Если говорить про нулевой апвинд, то это далеко не предел. Могу снять видео, где на развороте с транзишеном, набираю в прыжке метр-полтора высоты (след прерывается - след начинается) и уезжаю точно так же.
Все покажешь и проверишь в боевых условиях.
Прогноз хороший, преимущество в матчасти будет нивелировано сильным ветром.
Ты же не имел ввиду, что я не еду потому, что испугался тебя? Правда?
Да и не переживай так, не последние соревнования в этой жизни, правда? Еще погоняемся и оверштаги в фордаками сравним. Нет проблем совершенно никаких...
И потом... при чем тут гонки? То есть ты хочешь сказать, что в гонках ты будешь применять оверштаги, показанные на видео?
Отлично, как раз и проверишь теорию на практике.
Постоянно ищешь в моих сообщениях подколки, а их там нет...
Надо пробовать и выкладывать результаты опытов. Потому, что одно дело делать в спокойной обстановке, а другое дело в гонке, где на пятки наступают.
Судя по показаниям вашей же метеостанции, пики еле доходили до 12 м.с. , а большую часть дня ветер был в пределах 6-8 м.с. под конец дня усиление до 9-11 м.с.
По поводу самого разворота, можно сказать, что это не самый удачный из всех.
Во-первых: ты на развороте теряешь скорость и уходишь сразу в лавировку, то есть на небольшой скорости. Быстрый разворот фордаком (через даунлуп) дает большой импульс за счет пролета кайта через зону тяги, конечно пару метров высоты ты потеряешь, зато выигрываешь в начальной скорости. Возможно это компенсирует потерю высоты. Надо проверять...
Во-вторых: Рискованный элемент. Хоть и не очень сложный.
Обратите внимание на биллиард - все мастера играют простыми ударами (на первый взгляд), сложным ударам они предпочитают отыгрыш. Они прекрасно понимают, что удар может и красивый и сорвет аплодисменты публики, но один промах и партию можно слить вчистую. А они потому и профессионалы, что играют наверняка.
Если говорить про нулевой апвинд, то это далеко не предел. Могу снять видео, где на развороте с транзишеном, набираю в прыжке метр-полтора высоты (след прерывается - след начинается) и уезжаю точно так же.
Все покажешь и проверишь в боевых условиях.
Прогноз хороший, преимущество в матчасти будет нивелировано сильным ветром.
Ты же не имел ввиду, что я не еду потому, что испугался тебя? Правда?
Да и не переживай так, не последние соревнования в этой жизни, правда? Еще погоняемся и оверштаги в фордаками сравним. Нет проблем совершенно никаких...
И потом... при чем тут гонки? То есть ты хочешь сказать, что в гонках ты будешь применять оверштаги, показанные на видео?
Отлично, как раз и проверишь теорию на практике.
Постоянно ищешь в моих сообщениях подколки, а их там нет...
Надо пробовать и выкладывать результаты опытов. Потому, что одно дело делать в спокойной обстановке, а другое дело в гонке, где на пятки наступают.